Kyrgyz Union of Academicians

Main » Articles » Articles

Аскар Мамбеталиев: Идеи по выходу из системного кризиса

А.Мамбеталиев, социолог, Речь на международной конференции, КНУ, 7/7/2010


Я хочу обратить ваше внимание на несколько важных моментов необходимых для возврата нашей страны от опасной черты, а также ознакомить с идеями зарубежных коллег, которые поступили в мою электронную почту.  Сначала предлагаю послушать идеи иностранных экспертов.

Один из моих друзей из Чикаго, доктор Стан Ньюсбаум, предлагает усилить подотчетность Парламента перед народом. "Я восхищен традицией "курултай кыргызского народа”, - говорит он. "В последние десятилетия вы безуспешно пытаетесь предотвратить коррупцию в правительстве. Однако, я вижу ни конституция и ни парламент не смогли помочь вам. Поэтому, надо усилить подотчетность власти народу. Например, объязать каждого депутата проводить курултай в конкретном регионе раз в полгода, для того, чтобы отправить идеи курултая для дальнейшего обсуждения в Парламент.  Причем, доктор Стан Ньюсбаум предлагает постоянно чередовать место проведения курултаев от региона к региону.

Директор Центра "Знание без границ” Даниэл Зарецкий из Нью Йорка предлагает создать орган просветителей состоящих из специалистов получивших образование в развитых странах не смотря на то, что многие думают, что лужа это океан. Также, он предлагает упразднить бесплатное образование насовсем, так как дармовое никогда и ни кем не ценится. "Конечно, не все идеи для Запада могут быть применимы для Кыргызстана”, - пишет он. "Однако, доказано, что основные принципы неприкосновенность частной собственности и минимальное вмешательство государства в частную жизнь и бизнес – успешно работает везде, если применять их правильно.”

Третий участник, Ханк Хохенштайн, из Калифорнии, считает, что корысть, амбиция и жадность будут существовать в любом обществе и под любой формой государственного устройства. По его мнению, "невозможно довести до совершенства человеческую природу, но можно максимально улучшить обстоятельства, где он работает.”

Во первых, обузданию корысти способствуют два принципа формирования государства – разделение власти и верховенство закона. Нужно разбавить власть так, чтобы никакая кучка людей не смогла эксплуатировать остальных граждан. А разделение властей может иметь место не только между высшими ветвями, но и/или между нижними уровнями власти, а также между регионами. Нужно делить власть (диффузировать) везде, где она может собраться.

Во вторых, всем должно быть ясно, что основная обязанность государства–поддержка справедливости.

В третьих, все должны знать, что у чиновников должна быть только одна миссия - служение народу.

В четвертых, закон должен быть навязан на всех без исключения и лицеприятия, кто уличен в использовании служебного положения в корысных целях.

Доктор Давид Гаузере из Франции, убежден, что необходимо выработать видение перспективы региона совместно с экспертами. Он предлагает, что новому президенту необходимо выработать план совместно с представителями ассоциаций и открытого общества.   

Мне лично кажется, что если чабан любит свою отару и умеет находить новые пастбища, то молока и шерсти хватит для всех и даже можно продавать другим. И не надо будет ходить по всему миру с протянутой рукой.

Я считаю, что дальнейшее сохранение Кыргызстана возможно только в присутствии либо a) устойчивой власти в стране  и/или б) либо новой и всеми принимаемой наднациональной и надконфессиональной системы ценностей в обществе.

Отсутствие одного из указанных условий, как видно из истории Югославии и Индии, приведет к распаду страны.

Обратите внимание на то, что устойчивую власть служащую народу могут установить только люди с чистой морально-нравственной репутацией [хотя в истории человечества абсолютно безупречным лидером, который никогда не был уличен в распутсве и воровстве был только Иисус Христос].

Авторитарная и аморальная же власть, как мы видели, карточный домик, который рухнет в мгновение ока.

Сильная культура выражается не в железных лицах, а в диктатуре таких ценностей в обществе как уважение к законам и любви к ближнему.

К большому нашему горю, мы все страдаем от нехватки вышеназванных условий. Я часто стал слышать жалобы на то, что не видят пользы от власти. Они говорят, что во время ошской резни все попрятались, пока конфликт сам по себе не угас. Все было пущено на самотек.
по рассказам многих, в 90 е годы советские солдаты расстреляли многих и вернулись по домам набив карманы взятками.)

Нам нужно споспешить с созданием нового типа власти и пересмотреть, что такое хорошо и что такое плохо. Иначе, многие наши граждане уже готовы пожертвовать суверенитетом Кыргызстана ради своей безопасности и войти либо в состав халифата, либо поменять свое подданство.  Поэтому, нам нельзя праздно стоять у обочины пока гром не грянет, а пора уже начинать создание проактивных институтов, которые в отличие от МЧС, будет заниматься предотвращением исключительно социальных катаклизмов.

Исходя из сказанного, хочу выделить две  проблемы в Кыргызстане, на которые следует обращать пристальное внимание в ближайщие годы. 

Первое, проблема регионализма в Кыргызстане
Оставление на самотек проблему регионализма в Кыргызстане, особенно в столице страны, может привести к дисинтеграции некоторых регионов. Ввиду угрожающего роста этой проблемы в последнее время, следует включить в повестку всех социальных и политических акций меры способствующие межрегиональному миру.

Второе, растущее влияние экстремизма
По мнению ряда исследователей, в последнее время опиум халифата не только расцветает под шири манкуртов, но и постепенно подменяет кыргызские этнокультурные ценности и традиции, без которых социальная ткань народа просто разорвется в пух и прах. Чем исконно кыргызские ценности как например бережлиовость (убал), справеливость и равенство (теңдик), индивидуальные свободы (азаттык), уважение cлова и мудрости (нускалар), уважение к женщине (кыздын кырк чачы улуу), призыв к миру (ырыс алды ынтымак), и другие древнекыргызские ценности хуже бесполезных религиозных идеологий пустыни? Нужно найти пути к сердцу молодежи X и не дать им полностью вырубить сук на котором сидим и прекратить культурное опустынивание.

Нужно развить механизмы защиты светского образования и культуры от идей, натравливающие потомков Адамта друг на друга хающие другие конфессии. Пора осознавать, что катить бочку на гору опасно и может раздавить многих внизу.

Итак, в докладе были собраны идеи, которые способствуют к выходу нашей страны из цикла кризиса:
- подотчетность власти к народу,
- привлечение специалистов с глобальным мышлением,
- разделение власти везде,
- где она может сконцентрироваться,  
- справедливая этнополитика,
- лечение регионализма и
- защита образования от исламского экстремизма.

Спасибо за внимание!
Category: Articles | Added by: Almaz (08/Jul/2010) | Author: Askar Mambetaliev W
Views: 1533 | Comments: 4 | Rating: 3.0/1
Total comments: 4
4 Сакен  
0
Прочитал статью Вашу о несторианстве в Средней Азии. Чувствуется что вы социолог и будьте им. В исторической науке вам не место. Древний крест на берегу Иссыккуля = это аджи, равностронний крест металлургов - тюрков. Многих только по тому как находили внешние атрибуты как то крест причесляли к христианам. Тогда как тенгрианство имело вернее оказал влияние на христианство.

3 vipgod  
0
Отличная статья, мнеа нравится, достгйно.

2 CymnSmoom  
0
iiyama prolite e2407hds http://www.thrythix.com

1 Tallin  
0
Great artilce but it didn't have everything—I didn't find the kitchen sink!

Name *:
Email *:
Code *: